Школа раннего развития

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Лицей инновационных технологий”

 г. Хабаровска

 

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

от « 29 » августа    2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 01/____

от «30» августа 2019 г.

 

________________

Директор   В.В. Полозова

 

Рабочая программа курса

«Основы алгоритмизации и программирования»

для 6 классов Школы раннего развития

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 12-13 лет

Срок реализации:1 год

 

 

Составитель:

учитель информатики

первой квалификационной категории

Лавинова Т.В.

 

 

г. Хабаровск

2019 г.

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы К.Ю. Полякова «Алгоритмы и исполнители» и адаптирована к условиям обучения информатике детей 12-13 лет.

Актуальность программы

В информационном обществе все большее значение приобретает тема программирования. Причем, она интересна и как тема школьного курса, и как профессиональная деятельность. С одной стороны, обществу требуется все большее количество программистов, с другой стороны, для школьников появляется большое количество олимпиад разного уровня по программированию. Все это требует выявления учащихся, которые способны мыслить алгоритмически и писать программы на языках программирования высокого уровня на более ранних ступенях обучения.

Педагогическая целесообразность

Программа курса «Основы алгоритмизации и программирования» составлена с учетом возрастных способностей учащихся 6 классов. Она позволяет выстроить процесс обучения творчески с опорой на наглядность и доступность. Курс направлен на развитие алгоритмического и логического мышления, а также на повышение познавательной деятельности.

Программа курса дополняет потребность школьников в развитии алгоритмической, логической и познавательной деятельности, способствует повышению мотивации к обучению на основе формирования личностных и предметных компетенций, универсальных учебных действий.

Отличительные особенности данной программы

В качестве среды программирования, иллюстрирующей приемы и методы составления программ, выбрана среда Robowin. Данная среда имеет простой синтаксис, относительно малый набор операторов, который легко воспринимается учащимися. В среде Robowin поддерживаются базовые конструкции языка Си. Здесь язык полностью русифицирован, что существенно облегчает его изучение. Программы набираются и редактируются с помощью встроенного редактора, имеется подсветка синтаксиса. Для еще большего упрощения работы с системой, имеется возможность вставки команд из шаблонов.

В основе работы  среды Robowin лежит структурное программирование. Суть его заключается в использовании точно обозначенных управляющих структур (следование, условие и цикл), а также в объединении данных, связанных по смыслу, в сложные структуры данных. Программа становится более наглядной, а ее отладка упрощается.

Одним из принципов структурного программирования является программирование сверху вниз: за­дача разбивается на несколько более простых задач, которые решаются по отдельности, затем результаты проек­тирования простых задач компонуются.

Начинается курс изучением исполнителя «Черепаха», и это не случайно. «Черепаха» является своеобразным переходным объектом, который позволяет преобразовывать опыт телесных манипуляций в понятийные обобщения и абстракции. Наблюдая за исполнением программы, ученик видит реализацию каждой команды в программе.  Это позволяет не только освоить средства языка программирования, но и легко научиться алгоритмизации. Одним из важнейших аспектов в работе Черепахи является наличие направления. Учащийся идентифицирует себя с исполнителем, что позволяет ему легче понять логику работы программ. Работа с Черепахой заставляет юного программиста осмысливать собственные действия и описывать их на языке программирования, благодаря чему обучение программированию становится более эффективным.

После изучения «Черепахи» учащиеся переходят к работе с исполнителем «Робот». Система команд и принципы построения программы для исполнителя «Робот» практически идентичны уже изученным в «Черепахе» и легко воспринимаются учащимися. Ребята закрепляют навыки работы со структурами «следование» и «цикл», а также знакомятся с понятием обратной связи и структурой «условие». В изучении данной структуры учащимся также помогает идентификация себя с исполнителем. А создание собственных паркетов для решения задач с той или иной структурой, повышает интерес к программированию.

Программа построена на основе компьютерного практикума, имеет алгоритмическую, познавательную, интеллектуальную направленность, что значительно расширяет и углубляет знания учащихся по информатике.

Цели курса

  • развитие умственного потенциала школьников и их способности в сфере алгоритмизации и программирования;
  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • обучение навыкам решения алгоритмических задач с использованием различных форм организации действий;
  • повышение интереса обучающихся к изучению предмета Информатика;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

— обучить учащихся структурному программированию;

— развить творческую составляющую интеллектуальных способностей учащихся при решении задач;

  • научить составлять план действий, придерживаться полученного алгоритма.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 36 часов, из расчета 1 часа в неделю.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные

  • широкие познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение алгоритмических структур и команд среды программирования Robowin;
  • навыки прогнозирования своей деятельности в ходе создания проектов;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
    ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • воспитание бережного отношения к техническим средствам обучения и оборудованию кабинета.

Метапредметные

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя задачи в изучении информатики;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение создавать вербальные и графические модели, «читать» схемы, самостоятельно переводить алгоритм на язык программы;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с
    помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • формирование собственного информационного пространства: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники.

Предметные

  • умение использовать термины «среда», «исполнитель», «команда», «система команд», «алгоритм», «программа», «процедура», «угол поворота» и др.;
  • умение задавать угол поворота;
  • умение определять координаты исполнителя;
  • умение формально выполнять алгоритмы;
  • умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру;
  • умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы;
  • умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования;
  • умение выделять в программе процедуры;
  • умение отлаживать и выполнять программу по шагам;
  • умение давать оценку адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • умение по коду определять результат работы программы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс рассчитан на 36 часа и содержит 2 основных раздела.

Раздел 1. Исполнитель Черепаха (16 часов)

  • Алгоритм. Исполнитель алгоритмов. Среда исполнителя. Система команд исполнителя. Ошибки исполнителя.
  • Исполнитель Черепаха. Линейный алгоритм. Правила записи алгоритма. Система команд исполнителя Черепаха.
  • Циклы. Тело цикла. Цикл «Повтори». Вложенные циклы.
  • Переменные. Объявление переменных. Тип переменных. Правила работы с переменными. Арифметические выражения.
  • Процедуры. Назначение процедуры. Вспомогательный алгоритм. Правила использования процедур. Процедуры с параметрами. Объявление процедуры. Вызов процедуры из основной программы. Формальные и фактические параметры.

Раздел 2. Исполнитель Робот (20 часов)

  • Исполнитель алгоритмов Робот. Среда исполнителя Робот и система его команд.
  • Цикл в исполнителе Робот. Алгоритмы с обратной связью. Цикл с условием.
  • Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Сложные условия.
  • Цикл с параметром.
  • Диалоговые программы. Операторы ввода и вывода.

Планируемые результаты освоения курса

Раздел 1. Исполнитель Черепаха (16 часов)

Ученик научится:

  • составлять линейные и циклические алгоритмы;
  • правильно оформлять алгоритмы;
  • составлять циклические алгоритмы;
  • составлять алгоритмы с использованием процедур;
  • использовать переменные при решении задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • углубить и развить представления об алгоритмах;
  • находить ошибки в алгоритме и исправлять их;
  • использовать методы отладки программ;
  • составлять алгоритмы с использованием процедур с параметрами;
  • выделять в сложных алгоритмах подзадачи.

Раздел 2. Исполнитель Робот

Ученик научится:

  • составлять разветвляющиеся алгоритмы с использованием условного оператора;
  • составлять алгоритмы с использованием цикла с условием;
  • составлять диалоговые алгоритмы;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять вычислительные алгоритмы с использованием переменных;
  • использовать цикл с параметрами для составления алгоритмов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности, направленные на достижение результатов
1 Исполнитель Черепаха 16 Аналитическая деятельность:

·  продумывать ход решения задачи;

·  уметь отличать линейные алгоритмы от циклических;

·  выделять в сложных алгоритмах подзадачи.

Практическая деятельность:

· составлять линейные и циклические алгоритмы;

· правильно оформлять алгоритмы;

·  составлять циклические алгоритмы

·  составлять алгоритмы с использованием процедур;

· использовать переменные для решения задач.

2 Исполнитель Робот 20 Аналитическая деятельность:

·  уметь выделять задачи с условным оператором;

·  определять вид цикла, необходимый для решения задачи.

Практическая деятельность:

·  оценивать истинность составных логических выражений;

· записывать условие, необходимое для решения задач с ветвлением;

· использовать циклы с параметром, условием, повторением.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  • Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители.

http://kpolyakov.spb.ru/school/robots/robots.htm

  • Л.А. Каюшкина. Курс «Алгоритмика»
  • Н.Е. Леко. Учебная программа: исполнители Робот и Черепаха.

Календарно-тематическое планирование курса

«Основы алгоритмизации и программирования»

 

Дата Тема урока
1 полугодие
07.09.2018 Вводный урок. Техника безопасности в кабинете информатики
14.09.2018 Алгоритм. Среда исполнителя Черепаха
21.09.2018 Практическая работа №1 «Линейный алгоритм»
28.09.2018 Циклы
05.10.2018 Практическая работа №2 «Циклы»
12.10.2018 Вложенные циклы
19.10.2018 Практическая работа №3 «Вложенные циклы»
26.10.2018 Процедуры
02.11.2018 Практическая работа №4 «Процедуры»
9.11.2018 Процедуры с параметрами
16.11.2018 Практическая работа №5 «Процедуры с параметрами»
23.11.2018 Переменные
30.11.2018 Практическая работа №6 «Переменные»
07.12.2018 Переменные и процедуры
14.12.2018 Практическая работа №7 «Переменные и процедуры»
21.12.2018 Зачетная работа
2 полугодие
04.01.2019 Практическая работа № 9 «Исполнитель Черепаха. Повторение»
11.01.2019 Исполнитель Робот. Цикл «повтори»
18.01.2019 Практическая работа № 10 «Линейные алгоритмы. Цикл «повтори»»
25.01.2019 Цикл. Вложенные циклы
01.02.2019 Практическая работа № 11. «Цикл. Вложенные циклы»
08.02.2019 Алгоритмы с обратной связью. Цикл с условием («пока»)
15.02.2019 Практическая работа № 12 «Цикл с условием»
22.02.2019 Условный оператор
29.02.2019 Практическая работа №13 «Условный оператор»
07.03.2019 Сложные условия
14.03.2019 Практическая работа №14 «Сложные условия»
21.03.2019 Цикл с параметром
28.03.2019 Практическая работа №15 «Цикл с параметром»
04.04.2019 Диалоговые программы
11.04.2019 Практическая работа № 16 «Диалоговые программы»
18.04.2019 Процедуры
25.04.2019 Практическая работа № 17 «Процедуры»
06.05.2019 Зачетная работа
23.05.2019 Практическая работа № 18 «Исполнитель Робот. Повторение»
30.05.2019 Итоговое повторение

 

 

Программа ШРР 6 класс «Алгортимизация и программирование»

Лабиринты для исполнителя Робот