Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Лицей инновационных технологий”
г. Хабаровска
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от « 29 » августа 2019 г. |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 01/____ от «30» августа 2019 г.
________________ Директор В.В. Полозова |
Рабочая программа курса
«Основы алгоритмизации и программирования»
для 6 классов Школы раннего развития
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации:1 год
Составитель:
учитель информатики
первой квалификационной категории
Лавинова Т.В.
г. Хабаровск
2019 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы К.Ю. Полякова «Алгоритмы и исполнители» и адаптирована к условиям обучения информатике детей 12-13 лет.
Актуальность программы
В информационном обществе все большее значение приобретает тема программирования. Причем, она интересна и как тема школьного курса, и как профессиональная деятельность. С одной стороны, обществу требуется все большее количество программистов, с другой стороны, для школьников появляется большое количество олимпиад разного уровня по программированию. Все это требует выявления учащихся, которые способны мыслить алгоритмически и писать программы на языках программирования высокого уровня на более ранних ступенях обучения.
Педагогическая целесообразность
Программа курса «Основы алгоритмизации и программирования» составлена с учетом возрастных способностей учащихся 6 классов. Она позволяет выстроить процесс обучения творчески с опорой на наглядность и доступность. Курс направлен на развитие алгоритмического и логического мышления, а также на повышение познавательной деятельности.
Программа курса дополняет потребность школьников в развитии алгоритмической, логической и познавательной деятельности, способствует повышению мотивации к обучению на основе формирования личностных и предметных компетенций, универсальных учебных действий.
Отличительные особенности данной программы
В качестве среды программирования, иллюстрирующей приемы и методы составления программ, выбрана среда Robowin. Данная среда имеет простой синтаксис, относительно малый набор операторов, который легко воспринимается учащимися. В среде Robowin поддерживаются базовые конструкции языка Си. Здесь язык полностью русифицирован, что существенно облегчает его изучение. Программы набираются и редактируются с помощью встроенного редактора, имеется подсветка синтаксиса. Для еще большего упрощения работы с системой, имеется возможность вставки команд из шаблонов.
В основе работы среды Robowin лежит структурное программирование. Суть его заключается в использовании точно обозначенных управляющих структур (следование, условие и цикл), а также в объединении данных, связанных по смыслу, в сложные структуры данных. Программа становится более наглядной, а ее отладка упрощается.
Одним из принципов структурного программирования является программирование сверху вниз: задача разбивается на несколько более простых задач, которые решаются по отдельности, затем результаты проектирования простых задач компонуются.
Начинается курс изучением исполнителя «Черепаха», и это не случайно. «Черепаха» является своеобразным переходным объектом, который позволяет преобразовывать опыт телесных манипуляций в понятийные обобщения и абстракции. Наблюдая за исполнением программы, ученик видит реализацию каждой команды в программе. Это позволяет не только освоить средства языка программирования, но и легко научиться алгоритмизации. Одним из важнейших аспектов в работе Черепахи является наличие направления. Учащийся идентифицирует себя с исполнителем, что позволяет ему легче понять логику работы программ. Работа с Черепахой заставляет юного программиста осмысливать собственные действия и описывать их на языке программирования, благодаря чему обучение программированию становится более эффективным.
После изучения «Черепахи» учащиеся переходят к работе с исполнителем «Робот». Система команд и принципы построения программы для исполнителя «Робот» практически идентичны уже изученным в «Черепахе» и легко воспринимаются учащимися. Ребята закрепляют навыки работы со структурами «следование» и «цикл», а также знакомятся с понятием обратной связи и структурой «условие». В изучении данной структуры учащимся также помогает идентификация себя с исполнителем. А создание собственных паркетов для решения задач с той или иной структурой, повышает интерес к программированию.
Программа построена на основе компьютерного практикума, имеет алгоритмическую, познавательную, интеллектуальную направленность, что значительно расширяет и углубляет знания учащихся по информатике.
Цели курса
- развитие умственного потенциала школьников и их способности в сфере алгоритмизации и программирования;
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- обучение навыкам решения алгоритмических задач с использованием различных форм организации действий;
- повышение интереса обучающихся к изучению предмета Информатика;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
— обучить учащихся структурному программированию;
— развить творческую составляющую интеллектуальных способностей учащихся при решении задач;
- научить составлять план действий, придерживаться полученного алгоритма.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 36 часов, из расчета 1 часа в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные
- широкие познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение алгоритмических структур и команд среды программирования Robowin;
- навыки прогнозирования своей деятельности в ходе создания проектов;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности; - воспитание бережного отношения к техническим средствам обучения и оборудованию кабинета.
Метапредметные
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя задачи в изучении информатики;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение создавать вербальные и графические модели, «читать» схемы, самостоятельно переводить алгоритм на язык программы;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с
помощью составленных для них алгоритмов (программ); - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- формирование собственного информационного пространства: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники.
Предметные
- умение использовать термины «среда», «исполнитель», «команда», «система команд», «алгоритм», «программа», «процедура», «угол поворота» и др.;
- умение задавать угол поворота;
- умение определять координаты исполнителя;
- умение формально выполнять алгоритмы;
- умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру;
- умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы;
- умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования;
- умение выделять в программе процедуры;
- умение отлаживать и выполнять программу по шагам;
- умение давать оценку адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- умение по коду определять результат работы программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс рассчитан на 36 часа и содержит 2 основных раздела.
Раздел 1. Исполнитель Черепаха (16 часов)
- Алгоритм. Исполнитель алгоритмов. Среда исполнителя. Система команд исполнителя. Ошибки исполнителя.
- Исполнитель Черепаха. Линейный алгоритм. Правила записи алгоритма. Система команд исполнителя Черепаха.
- Циклы. Тело цикла. Цикл «Повтори». Вложенные циклы.
- Переменные. Объявление переменных. Тип переменных. Правила работы с переменными. Арифметические выражения.
- Процедуры. Назначение процедуры. Вспомогательный алгоритм. Правила использования процедур. Процедуры с параметрами. Объявление процедуры. Вызов процедуры из основной программы. Формальные и фактические параметры.
Раздел 2. Исполнитель Робот (20 часов)
- Исполнитель алгоритмов Робот. Среда исполнителя Робот и система его команд.
- Цикл в исполнителе Робот. Алгоритмы с обратной связью. Цикл с условием.
- Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Сложные условия.
- Цикл с параметром.
- Диалоговые программы. Операторы ввода и вывода.
Планируемые результаты освоения курса
Раздел 1. Исполнитель Черепаха (16 часов)
Ученик научится:
- составлять линейные и циклические алгоритмы;
- правильно оформлять алгоритмы;
- составлять циклические алгоритмы;
- составлять алгоритмы с использованием процедур;
- использовать переменные при решении задач.
Ученик получит возможность научиться:
- углубить и развить представления об алгоритмах;
- находить ошибки в алгоритме и исправлять их;
- использовать методы отладки программ;
- составлять алгоритмы с использованием процедур с параметрами;
- выделять в сложных алгоритмах подзадачи.
Раздел 2. Исполнитель Робот
Ученик научится:
- составлять разветвляющиеся алгоритмы с использованием условного оператора;
- составлять алгоритмы с использованием цикла с условием;
- составлять диалоговые алгоритмы;
Ученик получит возможность научиться:
- составлять вычислительные алгоритмы с использованием переменных;
- использовать цикл с параметрами для составления алгоритмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности, направленные на достижение результатов |
1 | Исполнитель Черепаха | 16 | Аналитическая деятельность:
· продумывать ход решения задачи; · уметь отличать линейные алгоритмы от циклических; · выделять в сложных алгоритмах подзадачи. Практическая деятельность: · составлять линейные и циклические алгоритмы; · правильно оформлять алгоритмы; · составлять циклические алгоритмы · составлять алгоритмы с использованием процедур; · использовать переменные для решения задач. |
2 | Исполнитель Робот | 20 | Аналитическая деятельность:
· уметь выделять задачи с условным оператором; · определять вид цикла, необходимый для решения задачи. Практическая деятельность: · оценивать истинность составных логических выражений; · записывать условие, необходимое для решения задач с ветвлением; · использовать циклы с параметром, условием, повторением. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
- Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители.
http://kpolyakov.spb.ru/school/robots/robots.htm
- Л.А. Каюшкина. Курс «Алгоритмика»
- Н.Е. Леко. Учебная программа: исполнители Робот и Черепаха.
Календарно-тематическое планирование курса
«Основы алгоритмизации и программирования»
Дата | Тема урока |
1 полугодие | |
07.09.2018 | Вводный урок. Техника безопасности в кабинете информатики |
14.09.2018 | Алгоритм. Среда исполнителя Черепаха |
21.09.2018 | Практическая работа №1 «Линейный алгоритм» |
28.09.2018 | Циклы |
05.10.2018 | Практическая работа №2 «Циклы» |
12.10.2018 | Вложенные циклы |
19.10.2018 | Практическая работа №3 «Вложенные циклы» |
26.10.2018 | Процедуры |
02.11.2018 | Практическая работа №4 «Процедуры» |
9.11.2018 | Процедуры с параметрами |
16.11.2018 | Практическая работа №5 «Процедуры с параметрами» |
23.11.2018 | Переменные |
30.11.2018 | Практическая работа №6 «Переменные» |
07.12.2018 | Переменные и процедуры |
14.12.2018 | Практическая работа №7 «Переменные и процедуры» |
21.12.2018 | Зачетная работа |
2 полугодие | |
04.01.2019 | Практическая работа № 9 «Исполнитель Черепаха. Повторение» |
11.01.2019 | Исполнитель Робот. Цикл «повтори» |
18.01.2019 | Практическая работа № 10 «Линейные алгоритмы. Цикл «повтори»» |
25.01.2019 | Цикл. Вложенные циклы |
01.02.2019 | Практическая работа № 11. «Цикл. Вложенные циклы» |
08.02.2019 | Алгоритмы с обратной связью. Цикл с условием («пока») |
15.02.2019 | Практическая работа № 12 «Цикл с условием» |
22.02.2019 | Условный оператор |
29.02.2019 | Практическая работа №13 «Условный оператор» |
07.03.2019 | Сложные условия |
14.03.2019 | Практическая работа №14 «Сложные условия» |
21.03.2019 | Цикл с параметром |
28.03.2019 | Практическая работа №15 «Цикл с параметром» |
04.04.2019 | Диалоговые программы |
11.04.2019 | Практическая работа № 16 «Диалоговые программы» |
18.04.2019 | Процедуры |
25.04.2019 | Практическая работа № 17 «Процедуры» |
06.05.2019 | Зачетная работа |
23.05.2019 | Практическая работа № 18 «Исполнитель Робот. Повторение» |
30.05.2019 | Итоговое повторение |
Программа ШРР 6 класс «Алгортимизация и программирование»
Лабиринты для исполнителя Робот